Судьба дала второй шанс.

Эта история о моих предках. О тех, кто пережил тяготы Великой Отечественной и внес свой вклад в Победу. В ней не будет рассказа о необыкновенных героических подвигах на фронте. К сожалению, я мало знаю о своих родственниках и событиях, с ними происходивших. Так вышло, что моих дедов давно нет в живых, а близкие не помнят подробностей их жизни. Восстанавливать историю приходится по архивным документам.

Мой дед по материнской линии, Николай Николаевич Деев, родился в 1913 году в деревне Каменке Моховского района (ныне Залегощенский район) Орловской области. Местечко находится в 40 км от Орла, сейчас это менее часа езды на машине. В данный момент населенный пункт уже не существует – там не осталось ни одного жителя.

На свет он появился в семье Деевых Николая (отчества, к сожалению, не знаю) и Марии Степановны (Стефановны) – документы с разным написанием я нашла на сайте «Память народа». Благодаря этим бумагам мне теперь известно отчество своей прабабушки.

Всю жизнь дед проработал в местном колхозе им. Молотова – растил хлеб и ухаживал за животными. На второй год войны, летом 1943 года, по данным того же сайта «Память народа», он был призван в 18-й армейский запасной стрелковый полк 11-й армии, а затем, видимо, после краткой военной подготовки, направлен в 228-й запасной стрелковый полк. В сентябре того же года зачислен в 204-й фронтовой запасной стрелковый полк 63-й армии.

Новоиспеченный красноармеец воевал недолго. Уже в следующем документе, уточняющем потери, значится: рядовой Н.Н. Деев пропал без вести, дата выбытия – 09.1943. Согласно бумагам, связь с ним прекратилась в сентябре. С этого времени его мать Мария Степановна, по документам – ближайшая родственница, не получала писем от сына. Кстати, исходя из этих данных, можно предположить, что к тому периоду отец деда умер, а сам он почему-то не был женат, раз с войны ждала его только мать.

В Книге Памяти Орловской области (т. 3, с. 61) есть данные о моем деде. Скупые слова: «Деев Николай Николаевич, русский, род. в 1913 г., РСФСР, Орловская обл., Залегощенский РВК, красноармеец, пропал б/в в 09.43 г., мать – Деева Мария Степановна»…

Вторая жизнь

Откуда же тогда появились на свет его дети и внуки, спросите вы. А дело в том, что в Книгу Памяти закралась ошибка. Мой дед не погиб в сентябре 43-го. Судьба дала ему еще 30 лет жизни. Умер он в 1973 году от ран той войны, не дожив и до 60 лет.

Что произошло в этот недолгий период участия моего деда в боевых действиях? Возможно, рядовой Деев попал в плен и был освобожден (есть такой документ, но фамилия красноармейца там Диев). Или был ранен и отправлен лечиться в госпиталь. Что пришлось испытать простому мирному крестьянину, никогда не державшему в руках оружие и не имевшему военного опыта? С какими чувствами он первый раз направлял оружие на человека, пусть и врага? На каких фронтах воевал после, дошел ли до Берлина или его война закончилась раньше и он вернулся в деревню, чтобы сеять хлеб и заниматься привычным крестьянским трудом? Об этом мы, его потомки, видимо, уже не узнаем – во всяком случае, никаких сведений я не нашла…

Известно лишь, что после войны он успел жениться на моей бабушке, Евдокии Прохоровне, вдове погибшего в Великую Отечественную красноармейца, проживавшей в Каменке. От этого брака у них родилось двое детей: в 1948 году моя мама – Анна и в 1951-м мой дядя – Василий. Воспитывал дед и падчерицу – дочь моей бабушки от первого брака (моя тетя, Валентина Андреевна, родилась в 1940 году).

По рассказам односельчан, дед очень любил детей, и они отвечали ему взаимностью. «Если мы, ребята, что-то натворим, бежим к нему за защитой. Он не отдаст матери на расправу – успокоит ее, подскажет, как разобраться в ситуации, и порка будет отменена», – рассказывали мне жители Каменки. Иногда я думаю, что эта неконфликтность, педагогические способности передались и мне – по одному из образований я учитель.

В памяти односельчан Николай Николаевич Деев остался человеком, любившим работать на земле, умевшим находить подход к людям и животным (он был конюхом), а еще он был очень добрым и порядочным человеком. Об этом мне рассказывали бывшие жители Каменки в те недолгие встречи на Пасху и Троицу на его могиле на кладбище, расположенном в соседней деревне Ржаное, где похоронены мои предки по материнской линии.

Он умер в 1973-м от последствий ран, полученных на войне. Увидеть своих внуков деду так и не довелось, а мне – расспросить родственника о том, что пришлось пережить простому крестьянину, волею судьбы, пусть и ненадолго, ставшему воином.

Кстати

Пока я искала сведения о деде, на глаза попали данные о первом бабушкином муже. Его звали Андрей Варлантьевич (Варлампиевич) Фомичев, 1915 года рождения. К началу войны они с бабушкой уже больше года были женаты, а в 1941-м у них появилась дочка Валя. По данным сайта «Память народа» Андрей Варлантьевич был призван в Красную армию Моховским РВК Орловской области в июле 1943 года. Судя по документам, в одно время с моим дедом. Участь его была печальная: он умер от ран в декабре 1943 года в госпитале города Вычуга Ивановской области.

Сведений о родственниках моей бабушки, участвовавших в Великой Отечественной, найти не удалось. Вернее, данных много, но установить, являются ли эти люди братьями моей бабушки, трудно. Во всем виновата… непростая фамилия, а точнее – неграмотное ее написание. Петенов, Питенов, Питешов, Петешов, Петемов, Питемов и даже Питюков – мужчины с этой фамилией и отчеством Прохорович, числящиеся в документах о потерях Залегощенского района в ВОВ, вполне могут быть моими двоюродными дедушками.

Уважаемые посетители сайта! Вы можете прислать нам свою историю.